МКОУ СОШ №12 с. Бурукшун
Ставропольский край Ипатовский район с. Бурукшун
  • Информационная безопасность

    Родителям

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    • информация, запрещенная для распространения среди детей;
    • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

     К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    1. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
    2. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
    3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
    4. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
    5. оправдывающая противоправное поведение;
    6. содержащая нецензурную брань;
    7. содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
    2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
    3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
    4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

      Основное изображение материала.

      Документы

      Документы не выбраны

      Детские безопасные сайты

      Центр Безопасного Интернета в России.
      http://www.saferunet.ru

      Создан при финансовой поддержке Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям. Центр Безопасного Интернета в России, на сайте которого Вы находитесь, посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – мы занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей.

      Фонд «Дружественный Рунет»
      http://www.friendlyrunet.ru

      Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.

      Тлум.Ру - всё о мультиках, игрушках и детях
      https://tlum.ru

      Tlum.Ru — это сервис, который поможет Вам ответить на самый популярный детские вопрос: «А что мы будем делать?».

      Смешарики
      https://www.smeshariki.ru

      Шарарам — это сетевая многопользовательская онлайн игра для детей 6-12 лет. Здесь они могут общаться, развлекаться и учиться. Игра создана по мотивам популярного анимационного сериала «Смешарики». Главные ценности проекта: модерируемый дружелюбный мир и отсутствие насилия.

      Детский портал «Солнышко»
      https://solnet.ee

      «Солнышко» - solnet®.ee — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.

      1001Сказка
      http://www.1001skazka.com

      той музыке - из детства - посвящен этот сайт. ПЕСНИ из мультфильмов, из сказок, просто песенки для детей из уходящей эпохи. И СКАЗКИ - сказки со старых виниловых пластинок, теперь уже немодных, забытых, ненужных... Детские СТИХИ озвученные профессиональными актерами или самими авторами. Послушайте их еще раз - и обязательно дайте послушать своим детям.

      Начальная школа
      http://nachalka.info

      Это сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по предметам: Математика, Русский язык, Окружающий мир, Обучение грамоте. Началка сделает обучение ребенка интереснее и увлекательнее, а также поможет быстро и легко освоить программу начальной школы.

      Русская виртуальная библиотека
      https://rvb.ru

      Русская виртуальная библиотека (РВБ) — бесплатный научно-образовательный интернет-ресурс, рассчитанный на школьников, студентов, преподавателей и исследователей русской литературы. РВБ публикует произведения русской классики по авторитетным академическим изданиям с учетом школьной и вузовской программы.

      Мурзилка
      https://murzilka.org

      «Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 94 года существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.

      Электронная библиотека художественной литературы
      http://www.e-kniga.ru

      полные тексты художественных произведений, классическая литература on-line.

      Родителям

      Документы

      Документы не выбраны

      Педагогам

      Информационные стенды

      На информационных стендах в общеобразовательных организациях, расположенных в фойе учреждений и в кабинетах, оснащенных персональными устройствами для выхода в сеть «Интернет», рекомендуется разместить информационные памятки, содержащие основные советы по обеспечению информационной безопасности учащихся.

      В приложении №1 к методическим рекомендациям представлен образец памятки для размещения на информационных стендах.

      Средства массовой информации

      В средствах массовой информации, ориентированных на обучающихся, рекомендуется в течении учебного года регулярно публиковать информационные материалы, посвященные отдельным аспектам информационной безопасности, а также различные памятки общего характера.

      В средствах массовой информации, ориентированных на педагогическую общественность, рекомендуется в течении календарного года регулярно публиковать информационные материалы, посвященные отдельным аспектам информационной безопасности как несовершеннолетних, так и общеобразовательных организаций, а также различные памятки, обзоры нормативно-правового регулирования данной сферы и информацию о актуальных мероприятиях и событиях в данной сфере.

      В ходе проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет» рекомендуется обеспечить выпуск тематического выпуска средства массовой информации либо серии публикации, среди которых рассмотреть организованные мероприятия для обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогической общественности.

      Официальные Интернет-ресурсы

      Общеобразовательным организациям рекомендуется на своих официальных Интернет-ресурсах обеспечить функционирование самостоятельного и специализированного раздел «Информационная безопасность», в рамках которого предусмотреть размещение следующей информации:

      Раздел/подраздел Формат представления материалов Содержание материалов
      1. Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучащиющихся Копии документов в формате *PDF Размещаются копии документов, т.е. сканированный вариант документа, соответствующий требованиям к параметрам сканирования.

      Размещаются документы, регламентирующие организацию и работу с персональными данными, планы мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся и другие.

      2. Нормативное регулирование Копии документов в формате *PDF Публикуются актуальные сведения об федеральных и региональных законах, письмах органов власти и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.

      Допускается вместо копий размещать гиперссылки на соответствующие документы на сайтах органов государственной власти.

      3. Педагогическим работникам Текст на странице сайта

      Копии документов в формате *PDF

      Размещаются методические рекомендации и указывается  информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников.
      4. Обучающимся Текст на странице сайта Размещается информационная памятка (приложение №2) и указывается  информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности обучающихся.
      5. Родителям (законным представителям) обучающихся Текст на странице сайта Размещается информационная памятка (приложение №3).
      6. Детские безопасные сайты Текст на странице сайта Размещается информация о рекомендуемых к использованию в учебном процессе безопасных сайтах, баннеры безопасных детских сайтов.

      В целях обеспечения положения о запрете рекламы в образовательных организациях в рамках действующего федерального законодательства общеобразовательным организациям не рекомендуется использовать методические материалы и другой образовательный контент, которые были разработаны коммерческими организациями и содержат рекламную информацию любых продуктов и(или) услуг. В свою очередь органам, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендуется исключить из практики распространения и рекомендации общеобразовательным организациям подобного рода материалов.

       

      Методические рекомендации и информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

       

      Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

      Понятие информационной безопасности

      Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

      На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

      — доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);

      — целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);

      — конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

      Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

      Основные угрозы информационной безопасности

      Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

      Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

      Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

      Данные ,хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

      Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

      Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

      — аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;

      — отказы и сбои аппаратуры;

      — ошибки в программном обеспечении;

      — ошибки в работе персонала;

      — помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

      Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

      — недовольством служащего своей карьерой;

      — взяткой;

      — любопытством;

      — конкурентной борьбой;

      — стремлением самоутвердиться любой ценой.

      Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

      — квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;

      — нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;

      — нарушителю известна информация о принципах работы системы;

      нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

      Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

      Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

      Через человека:

      — хищение носителей информации;

      — чтение информации с экрана или клавиатуры;

      — чтение информации из распечатки.

      Через программу:

      — перехват паролей;

      — дешифровка зашифрованной информации;

      — копирование информации с носителя.

      Через аппаратуру:

      — подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;

      — перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

      Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

      Обеспечение информационной безопасности

      Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

      1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

      Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:

      2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

      3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

      · приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
      · должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
      · перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
      ·инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

      4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

      5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

       

      Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

      -Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)

      —  Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.

      —  Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.

      —   Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

       

      Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

      Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

      Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

      Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

      В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

       

      Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

       

      1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

      2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

      3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

      4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

      5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

      6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

      7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

      8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

      9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

      10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

      11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

      12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

      13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

      14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

      15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

      16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

      17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

       

      Методические рекомендации, содержащие алгоритмы действий педагогических работников по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемого в соти Интернет

      Методические и справочные материалы

      Название 1 материала

      Описание материала

      Интернет-ресурсы для педагогических работников

      • Министерство просвещения Российской Федерации - edu.gov.ru
      • Министерство образования Ставропольского края - stavminobr.ru
      • Сайт издательства Просвещение - prosv.ru 
      • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ - apkppro.ru
      • Федеральный портал «Российское образование» - edu.ru
      • Институт новых технологий образования. Сайт представляет различные дидактические и методические пособия - int-edu.ru
      • Федеральный центр образовательного законодательства - lexed.ru
      • Единый национальный портал доплнительного образования детей - dop.edu.ru 
      • Российское образование Федеральный портал - edu.ru
      • Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». Удобный рубрикатор позволяет с легкостью найти большинство ресурсов, опубликованных в газете - 1sept.ru
      • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru
      • Все для учителя начальных классов на «Учительском портале» - uchportal.ru
      • Социальная сеть работников образования - nsportal.ru
      • Сайт для учителей и воспитателей - prodlenka.org
      • Официальный сайт журнала «Начальная школа» - n-shkola.ru
      • Сайт центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» содержит методические рекомендации, курсы, учебные пособия для организации обучения по авторским учебникам Л.Г. Петерсон для начальной школы и дошкольных общеобразовательных учреждений - sch2000.ru
      • Официальный ресурс «Учительской газеты» - ug.ru
      • Всё для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку - stranamasterov.ru
      • Сферум - sferum.ru
      • Российская электронная школа - resh.edu.ru
      • ЯКласс - yaklass.ru
      • Национальная Электронная Библиотека - rusneb.ru
      • Электронная библиотека "Всенаука" - vsenauka.ru
      • Президентская библиотека - prlib.ru
      • Краткое содержание книг по школьной программе - briefly.ru
      • Библиотека школьника на Bookscafe.net - bookscafe.net
      • Библиогид. Книги и дети - bibliogid.ru
      • Детская онлайн библиотека - gostei.ru
      • Российская государственная библиотека для молодежи - rgub.ru
      • Российская государственная детская библиотека - rgdb.ru

      Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

      Материалы к урокам безопасного интернета

      • 1 материал
      • 2 материал
      • 3 материал

      Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

      • 1 конкурс или проект
      • 2 конкурс или проект
      • 3 конкурс или проект

      Международный проект «Название проекта»

      • 1 тезис о проекте
      • 2 тезис о проекте
      • 3 тезис о проекте

      Дополнительные методические материалы

      • 1 материал
      • 2 материал
      • 3 материал

      Документы

      Документы не выбраны

      Поделиться страницей

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie